Архипастырь

Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий

Дата рождения: 21 августа 1983 г.

Дата хиротонии: 19 декабря 2015 г.

Дата пострига: 28 марта 2008 г.

Биография: Родился 21 августа 1983 г. в г. Грязи Липецкой обл. в семье служащих.В 1998 г. окончил 9 классов общеобразовательной школы № 66 г. Грязи Липецкой обл. В 2003 г. окончил Усманский педагогический колледж (Липецкая обл.) по специальности «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области социально-гуманитарных дисциплин».
В 2003-2008 гг. обучался в Воронежской духовной семинарии.
28 марта 2008 г. митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием пострижен в мантию с наречением имени Сергий в честь преподобноисповедника Сергия (Сребрянского).
21 сентября 2008 г. рукоположен в сан иеродиакона, 17 сентября 2009 г. — в сан иеромонаха.
С 2008 г. — заведующий иконописным отделением Воронежской духовной семинарии, преподаватель курсов «История Русской Православной Церкви».
В 2009-2014 гг. заочно обучался в Московской духовной академии.
Решением Священного Синода от 25 июля 2014 г. (журнал № 69) избран епископом Борисоглебским и Бутурлиновским.
3 августа 2014 г. митрополитом Воронежским и Лискинским Сергием возведен в сан архимандрита.
Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 66) назначен епископом Семилукским, викариемВоронежской епархии.
Наречен во епископа 3 декабря 2015 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве. Хиротонисан 19 декабря за Божественной литургией в Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Решением Священного Синода от 3 июня 2016 г. (журнал № 37) назначен Преосвященным Борисоглебским и Бутурлиновским.
Образование: 2008 г. — Воронежская духовная семинария.2014 г. — Московская духовная академия (заочно).
Научные труды, публикации: Слово архимандрита Сергия (Копылова) при наречении во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии.

Интервью

фото

«Борисоглебский вестник» №23, 10 июня 2016 г.

Решение о назначении Правящим Архиереем Борисоглебской кафедры епископа Семилукского Сергий приняли на заседании  Священного Синода Русской Православной Церкви в Москве. Уже через день, четвертого июня, назначенного епископа представили священнослужителям и верующим г. Борисоглебска.

Исторический момент.

Исторический момент произошел в жизни Борисоглебской епархии – на новообразованную кафедру вступил Правящий Архиерей. Им назначен епископ Семилукский, викарий Воронежской епархии.

Я неоднократно бывал в Борисоглебске – и когда был сотрудником пресс-службы Воронежской епархии, и уже в епископском сане. Город мне сразу понравился, — поделился после своего назначения владыка Сергий. – Небольшой городок с размеренным ритмом жизни мне ближе, чем мегаполис. Жители того же Воронежа тратят часы на стояние в пробках, а мы можем это время посвятить духовному саморазвитию, труду, семье. Это назначение я воспринял с большой радостью, как благословение Божие.

От учителя – до монаха и епископа

Юность и детство епископа Сергия связаны с небольшим городом Грязи Липецкой области. Там он окончил школу, в Усманском колледже получил педагогическое образование, работал учителем начальных классов в сельской школе, преподавал в Воскресной школе Казанского храма города Грязи. После долгих раздумий пришел к мысли, что хочет посвятить свою жизнь Богу. Поступил в Воронежскую православную духовную семинарию. В 2008 году принял монашеский постриг.

Время обучения в духовной семинарии — это время взросления. Именно здесь я пришел к мысли связать свою дальнейшую жизнь со служением Богу, — рассказал владыка Сергий.

Выпускника семинарии оставили преподавать в Духовной школе, где он возглавил иконописное отделение, параллельно обучался в Московской духовной академии. 21 сентября 2009 года монах Сергий был рукоположен в иеродиакона, а 17 сентября 2009 -го — в иеромонаха.

В 2014 году по представлению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, главы Воронежской митрополии, Священный Синод избрал иеромонаха Сергия епископом Борисоглебским и Бутурлиновским. 19 декабря 2015 года в Крестовоздвиженском женском Иерусалимском монастыре была совершена хиротония архимандрита Сергия во епископа Семилукского, викария Воронежской епархии.

3 июня 2016 года Священный Синод назначил епископа Семилукского Сергия на Борисоглебскую кафедру.

«Надеюсь поднять работу на новый уровень»

Митрополит Воронежский и Лискинский Сергий представил священнослужителям и прихожанам Знаменского кафедрального Собора новоназначенного епископа четвертого июня. На следующий день епархиальный архиерей впервые совершил Божественную литургию в Соборе. Свое пребывание в Борисоглебске в качестве главы епархии Владыка Сергий называет «важным и ответственным» для него.

Епархия активно ведет социальную, миссионерскую работу, взаимодействует с молодежью. Священнослужителями здесь многое сделано. Мне как Правящему Архиерею в соработничестве с духовенством, представителями власти, активными и инициативными мирянами предстоит эту работу продолжить. 

Альбина Гусева.

Публикации

1

«Благовещение» №6(59). Газета Благовещенского кафедрального собора г. Воронеж. 

«Праздник Святой Троицы – начало бытия Церкви Христовой»

(Интервью с епископом Семилукским Сергием, викарием Воронежской епархии.  Номер отправлен в печать до заседания Священного Синода 3 июня и назначения Епископом Борисоглебским и Бутурлиновским).

— Благословите, Владыка. Мы встречаемся с Вами в преддверии одного из главных церковных праздников – Дня Святой Троицы. Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, что мы празднуем в этот день?
— Здравствуйте, дорогие братья и сестры!
В День Святой Троицы мы воспоминаем как по обетованию, данному Господом нашим Иисусом Христом, на ближайших учеников Его и на пребывающих с ними людей сошел Дух Святой. Книга Деяний святых апостолов содержит подробное повествование об этом событии.
До этого дня в словах и поступках апостолов проявлялись свойственные каждому человеку слабости, колебания, сомнения. Вспомним, что непосредственно после Преображения Господня, когда Спаситель спускался с горы Фавор, к Нему подошел человек, который сказал, что апостолы не смогли исцелить его сына (Мф. 17: 14-16) т.е. у апостолов не хватило веры. Апостол Петр, устремившись, движимый горячей верой, к Спасителю по водам Генисаретского озера, усомнившись, начал тонуть (Мф.14: 28-31). В ночь, предшествующую страданиям Господа, он трижды отрекается, что не знает Спасителя. Восходя вместе с Господом в Иерусалим, слушая Его слова о предстоящих страданиях, апостолы говорят о том, кто будет важнее в земном царстве, которое, по их мнению, Спаситель построит.
В День Святой Пятидесятницы Дух Святой, сошедший на апостолов, преподал им особые благодатные дары, необходимые для проповеди, чтобы Слово Божие было пронесено по всему миру. Апостолы стали обладать особыми харизматическими дарами, которые, хотя и действовали при их участии, при приложении их усилий, веры, любви, но только вследствие сошествия Духа, который дал апостолам силу совершать все то, на что у них раньше, по человеческой природе не хватало сил. Апостол Петр обращается к собравшимся в Иерусалиме людям с проповедью, после которой три тысячи человек принимает крещение. Один из важнейших для проповеди за пределами Святой земли даров, о котором нам рассказывает книга Деяний, является говорение на чужих языках. Мы знаем, что изучение иностранного языка требует больших усилий, даже в наше время развития технологий и коммуникаций, а в древние времена еще более. Апостолы шли к тем народам, которые раньше были им даже незнакомы, апостол Фома дошел до Индии, он в принципе, не мог нигде в Палестине изучить язык, но это знание было дано ему Богом.
Обратимся к богослужению Святой Пятидесятницы. На Великой вечерне в стихире праздника мы слышим: «сегодня нас собрала благодать Пресвятого Духа». Другое песнопение – кондак – напоминает о Вавилонском столпотворении, когда люди по гордости своей и удалению от Бога были лишены единого языка, перестали понимать друг друга. Через воспоминаемое событие мы становимся свидетелями противоположного Дух сходит и апостолам даются особые дары говорения на других языках, необходимые для проповеди, для соединения всех народов в единое целое – Церковь Христову.
Во-первых, мы видим, что апостолы физически обретают знание языков, и, во-вторых, преодолеваются разделения между людьми, видимо создается Православная Церковь, которая объединяет всех людей независимо от национальности, гражданства, происхождения и имущественного состояния.
Можно сказать, что этот праздник – день рождения Православной Церкви.
— Какое значение имеет сошествие Святого Духа для каждого христианина?
— Сошествие Святого Духа – это начало бытия христианской Церкви. Говорить о христианах как о едином сообществе, объединенном духом и верой, можно только в контексте дня Святой Пятидесятницы.
Существует и понятие личной Пятидесятницы. Для епископа – это день его архиерейской хиротонии, во время которой непременно поется тропарь Пятидесятницы в напоминание того, как Дух сошел на апостолов и дал им дар благовестия.
Но нужно помнить, что в день сошествия Святого Духа в Сионской горнице находилось 120 человек, и Дух сошел и на людей, которые не стали потом проповедниками. Сошествие Святого Духа на каждого христианина совершается через миропомазание, когда органы чувств запечатлеваются миром, крестообразным помазанием с произнесением молитвы «печать дара Духа Святого. Аминь».
— Церковь нашего времени существенно отличается от Церкви апостольских времен. Теперь у нас есть храмы, уставные богослужения, сложившиеся чинопоследования Таинств. Две тысячи лет назад этого не было. Многие в наши дни рассуждают так: «В первые века христианства церквей не было, Бог был в душе. И у меня Бог в душе, поговорить с Ним и помолится я могу и дома. Зачем мне идти в храм, зачем мне священник?» Объясните, пожалуйста, для чего нужна Церковь?
— Не могу согласиться с тем, что Церковь апостольских времен существенно иная, чем Церковь нашего времени. Богослужения действительно отличаются, но сущность Церкви сохранена неизменной. Церковь – это Тело Христово, это сообщество людей, объединенных единой верой. Апостол говорит, что у нас разные дары и разные служения, но Бог один (1 Кор. 12: 4-5) и все мы единое целое. Так и сейчас, в Церкви мы все являемся единым целым, начиная от архиерея до самого простого мирянина в маленьком деревенском храме. Мы духовно едины. В этом сущность Церкви. Мы веруем во Единую Троицу, мы храним веру апостольскую и отличия по существу между Церковью апостольского века и нашего времени нет.
Что касается обрядов и формы совершения богослужений, то мы должны понимать, что обряд в сравнении с вероучением имеет второстепенное значение.
Нужно четко разделять понятие сущности и понятие внешней формы. Нельзя говорить, что Церковь развивается, потому что Господь создал ее уже совершенной, но отчасти, развитие богослужебной жизни Церкви можно сравнить с жизнью человека – в младенчестве и во взрослом состоянии он остается тем же самым индивидуумом, с тем же самым набором генов, но внешне 30-летний человек кардинально отличается от того, каким он был в младенчестве. Этот пример напоминает нам о том, что с течением времени может измениться форма, но сохраниться сущность.
Да, за два тысячелетия обрядовая сторона жизни Церкви очень изменилась. Богослужение – это живая ткань, и не подлежащий изменению догмат. Для нас привычны и естественны богослужебные особенности, которых не было еще сто лет назад, но которые стали уже неотъемлемой частью нашего церковного обихода, например, всенародное пение Символа веры, которое распространено в славянских Церквях (греки до сих пор Символ веры читают), определенный сложившийся устав, когда зажигается и гаснет электрическое освещение в храме (понятно, что до появления электричества этого просто не было).
Богослужение живо и, с течением веков, чинопоследование, по потребности, при условии духовного согласия народа Божия, может изменяться.
Относительно утверждения, что первые христиане не имели общин и уставного богослужения можно возразить, что традиция апостольских собраний выросла из Иерусалимского храма, и некоторые вещи мы до сих пор наследуем из ветхозаветной традиции. Во второй книге Ветхого Завета –Исход – мы читаем, что архиереи носили на священных одеждах особые золотые позвонки, являющие своим звуком присутствие архиерея Божия в святилище (Исх. 28: 33-34). И сегодня на облачениях православного епископа присутствуют особые звенящие пуговицы – позвонки. Сравнение повествования евангелистов о Тайной вечере с традицией совершения Пасхальной трапезы во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, свидетельствует, что Спаситель совершает со своими учениками пасхальную иудейскую трапезу по устоявшемуся на тот момент чину, и только после этого Он устанавливает Таинство Евхаристии.
Во время собраний апостольского века, развившихся затем в привычное нам богослужение, читалось Писание, совершалась проповедь, хлебопреломление – Евхаристия. Все эти составные части богослужений хорошо известны нам и сегодня. Мы слышим ветхозаветные тексты во время пения антифонов, библейских песен, чтения Псалтири. Одним из центральных мест богослужения является чтение Евангелия, важной частью службы является проповедь, и, конечно же, средоточие православного богослужения – преломления хлеба, т.е. Евхаристия, причащения Тела и Крови Христа Спасителя.
Что же касается рассуждений о том, что Бог в душе и Церковь не нужна, то это обычная и распространенная, оправдывающая собственную духовную леность отговорка. Вспомним, зачем мы посещаем богослужение. Оно нужно для того, чтобы человек имел общение с Богом не только личное, но и соборное в сообществе верующих, ведь только тогда достигается полнота, и мы становимся единым Телом. Обычно человек, который говорит, что ему не нужен храм и что Бог у него в душе, не несет никакого аскетического подвига, не имеет практики ежедневного чтения молитв, навыка доброделания. Для него это все обременительно, в том числе и посещение храма. Но человек, который вступил на путь духовной жизни, через посещение храма, через соборную молитву и участие в Таинствах духовно возрастает, достигая полноты богообщения. Не Богу нужно, чтобы мы ходили в храм, а нам, потому что для нас храм – это источник силы.
— Владыка, скажите, можно ли утверждать, что первые катакомбы, в которых собирались последователи Христа, явились прообразами наших современных храмов?
Первые христиане изначально совершали богослужения, собираясь вместе в домах, а затем вследствие гонений, в катакомбах. Изначально это было сделано из практической необходимости собираться в безопасном месте, где христиан не могли разыскать преследователи, куда не могли прийти власти и арестовать, но именно из этих подземелий и вышли наши современные храмы. Можно сказать, что именно они и явились первыми храмами – в смысле особых, посвященных исключительно христианскому богослужению помещений.
— Каковы особенности богослужения в этот день?
— В День Святой Пятидесятницы по окончании богослужения совершается Великая вечерня с коленопреклоненными молитвами, которых по уставу не было со дня Великой Среды, в знак торжества о Пасхе Христовой. В день Святой Троицы мы напротив, сугубо со смирением преклоняем колена для углубленной молитвы.
На Всенощном бдении, во время стихир, на литии впервые после Пасхи поется молитва «Царю Небесный». Вспоминая события Священной истории, когда Господь вознесся и ниспослал Утешителя, Который благословляет человечество Своим присутствием, в ней мы просим, чтобы Дух Святой пребывал с нами.
— Накануне Пятидесятницы Церковь установила совершать Троицкую вселенскую родительскую субботу. Вселенских родительских суббот у нас всего две. Почему одна из них совершается именно перед этим двунадесятым праздником?
— На вселенских родительских субботах мы поминаем «всех от века усопших православных христиан». Есть родительские субботы, не имеющие уставной характер всеобщего поминовения, такие как субботы Великого поста за этими богослужениями Церковь молится о тех людях, за которых просят помолиться их близкие. Вселенская родительская суббота напоминает нам, что мы являемся единым духовным целым не только со своими усопшими близкими, но и со всеми «от века» усопшими христианами. Смерть не может быть преградой для нашей любви, для нашего молитвенного общения, поэтому мы и совершаем такое поминовение.
— В Православной Церкви сложилась традиция украшать на Троицу храмы и дома свежескошенной травой, цветами и березами. Скажите, откуда пошла эта традиция и что она символизирует?
Свежескошенная трава и ветви деревьев символизируют жизнь, Духа Святого, благодать Божию, пребывающую со всеми нами. Также как весна, солнце животворит природу, заставляя по Божиему повелению распускаться цветы и земле украшаться зеленью, так и Дух Святой животворит всех нас и дарует всему существующему бытие.
Кроме того, такое украшение служит напоминанием о Богоявлении Аврааму при дубраве Мамвре и традиции празднования Ветхозаветной Пятидесятницы – даровании Закона Божия на горе Синай.
— В середине XX столетия в США возникло т.н. «харизматическое» движение, которое переросло в объединение «пятидесятников», пытающихся искусственными приемами вызвать в себе способность говорить на новых языках. Есть ли тут что-то общее с благодатным даром, полученным апостолами в новозаветное время?
— Ничего общего тут нет. Во время своих так называемых богослужений, неопятидесятники доводят себя до экстатического состояния, издают несвязные звуки, которые и речью-то назвать невозможно. Подобные практики крайне опасны и для духовного и для душевного здоровья человека. В послании к Коринфянам апостол Павел напоминает, что говорить на непонятных языках бессмысленно, нужно пророчествовать, т.е. возвещать Истину, проповедовать (1 Кор. 14).
Мы знаем, что апостолы говорили на конкретных языках так, что инородцы слышали, как апостолы говорят на их родном языке и прекрасно их понимали. Дар языков – это был особый благодатный дар первого века бытия Церкви, который продолжался, пока в нем была потребность Церкви.
Апостол предупреждает современных ему христиан, что говорение на языках прекратится: «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13: 8). Для всех нас важно, что любовь неизменно будет пребывать в Церкви Христовой во все время ее бытия.
— Ваше Преосвященство, что бы Вы пожелали нашим читателям в этот праздник?
— Господь нам дал все, потребное для нашего спасения, дарует нам возможность Богообщения, стяжания плодов даров Духа Святого, которые есть «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5: 22).
Мы объединены общей верой и соборной молитвой в мистическое Тело Христово и не должны совершать ничего, что могло бы отделить нас от единства с Матерью Церковью. Не согрешать против любви к ближним, хранить духовное единство с полнотой Церкви, молиться о Предстоятеле нашей Церкви – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле и нашем Правящем Архиерее – митрополите Воронежском и Лискинском Сергии.
Нужно всегда помнить, что пребывание в лоне Святой Православной Церкви должно быть активным и проявляться в участии в Таинствах и прежде всего в Причащении. Каждый христианин должен иметь практику регулярного приобщения Святых Христовых Таин, иначе он сам отлучает себя от Церкви.
Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры с Праздником Святой Троицы, Божие благословение да пребывает со всеми вами.

 

Просмотры(128)