Подвижники хх в.

Дорогие друзья!

На этой странице Вы познакомитесь с известными нам, и не только нам, подвижниками хх века.

Это — схимитрополит Серафим (Мажуга) — причислен к лику святых, схиархимандрит Макарий (Болотов), схиархимандрит Виталий (Сидоренко), схиигумен Митрофан (Мякинин), схимонахиня Серафима (Белоусова) Мичуринская и другие. Они уже отошли ко Господу, являясь молитвенниками за нас. Но остались в живых и те, кто вместе с ними жил, переносил трудности и испытания, гонения и преследования, кто помнит их и их заветы жизни во Христе.

Схимитрополит Серафим (Мажуга)

Святитель Зиновий (Мажуга), в схиме Серафим

Жизнеописание схимитрополита Серафима (Мажуга)

Новопрославленный святой митрополит Зиновий (Мажуга) в схиме Серафим

Схиархимандрит Макарий (Болотов)

Жизнеописание схиархимандрита Макария (Болотова)

1. 2 3. сканирование0004 56 7 8 9 10

11 12

Слово старца схиархимандрита Макария (Болотова)

Эту проповедь о.Макарий произнес в нашем храме в 1977 году. Кто-то из присутствующих записал ее на магнитофон и поэтому она дошла до нас:

Время льется, течет скоротечной струей, незаметно, дорогие мои! Недавно родились на свет, и вдруг мы быстро стареем, взрослеем, проходят десятки лет незаметно. И с каждым днем, часом мы приближаемся к чему? К завесе загробного мира, т.е. к будущей жизни. Оно незаметно к нам подходит, только мы по себе чувствуем, что мы стареем, дряхлеем, силы нас оставляют, здоровье далеко уходит от нас, поэтому мы приближаемся. А чтобы приблизиться к завесе загробного мира, нужно себя подготовить, чтобы непосрамленным лицем отойти нам в вечную жизнь ко Господу Богу.

Когда окончится наша земная жизнь, то завеса эта откроется пред нами. Мы всё увидим, мы увидим невидимый мир очами, мы увидим всю вселенную, весь свой род. По откровению Божию, говорит нам слово Божие, мы будем знать всех поименно, всех живущих по всей вселенней, и будем знать участь каждого из нас, там, в будущем веце. От Господа не утаится ни наша жизнь, ни наши дела, мысли, чувствования греховные, когда были, неполезные, они не скрыты от всевидящего ока Христова. Они будут открыты не только Господу, но и всем, вся вселенная увидит наши тайные, сокровенные дела. Какой стыд, какой срам, какой позор, какие чувства охватят тогда нас, когда узнают все и вся наша вся тайная.

Нужно очищать совесть, нужно очищать свое сердце, нужно очищать всю свою жизнь покаянием и молитвою. «Покаянием следы человека очищаются паче снега», — говорит пророк Давид. Он говорит: «Постель омокает слезами покаяния». А у вас есть эти слезы покаяния? Нет пока. Грехов многое множество, а покаяния нет. Отчего же так, что у нас чувства наши не пробудишь уснувшие? Потому что мы с вами огрубели в духовной жизни. Мы Господа забыли. Мы не молимся, мы не постимся как нужно. Вот от этого — огрубение. Слово Божие не касается наших сердец, потому что мы огрубели. А когда читаешь слово Божие, житие святых отцев, мы видим, он был безбожник, например, разбойник, блудник явный, убийца. Но придя в храм Божий, их слово одно пробуждало, слово переменяло их образ жизни. Пример один преподобных отцев, когда он еще жил в мире, далек был от спасения, придя в храм, он услышал слова: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременении и Я упокою вы». Он расспросил смысл этих слов, ему сказали. И  что же, он оставил богатство, дом, честь и славу и вселился в пустыню непроходную и не видел десятки лет лица человеческого. Сказать, что он не любил людей? Нет. Он имел любовь духовную к людям, но он убегал от славы, от мира. Подвиги, совершенные в тайне они остались сокрытыми, одному Богу ведомы его покаяния и молитвы.

Читая житие преподобной Марии Египетской, мы видим там, как её жизнь протекала и какою впоследствии стала. Как благодать Божия осенила сердце Марии Египетской. Она распалилась любовью ко Господу Богу. Она покинула превратную беззаконную жизнь, пошла в пустыню заиорданскую и, как говорит нам житие, подвизалась около пятидесяти лет, не видя человеческого лица. Перед смертью, за год до смерти, один пустынник, ходя по пустыни во время Великого Поста ее обрел, т.е. нашел, и она поведала свою жизнь, но подвиги остались сокрыты. Там сказано, подобной беззаконницы и блудницы не было, какая была Мария, но такой подвижницы, молитвенницы не было от сотворения мира и до скончания века не будет.

Не дорого начало, дорог конец. Проводите конец жития в покаянии и молитве, и Господь такой долготерпеливый, Он многомилостивый, любвеобильный Отец Небесный, Он сказал: «Будут каяться, не воспомяну прежних грехопадений их». Какое милосердие Божие! Для ума человеческого непостижно милосердие Божие. Не поздно каяться. Кайтесь до последнего своего издыхания. Мы с каждым днем, дорогие мои, приходим ближе и ближе к Суду Христову. Господь грядет судить мир, живущих на земле. Земля пропитана блудом и беззаконием. Земля пропитана неверием, враждою, злобою, гордостью и пиянством омыта. А там сказано в слове Божием, когда люди охладеют в вере, я уже неоднократно это говорил, враг будет свое делать, в сети стараться улавливать души христианские. «Изолью, — говорит, — воду, реки воды своей и буду напоять весь мир. А если можно, и избранников Божиих буду совращать в свои пути погибели». Мало кто устоит в благочестии. «Едва праведник спасется», — говорит нам слово Божие. А мы люди грешные, дорогие мои, и если мы делом не согрешили, мы согрешили мыслями. Если мы пьянством не согрешили, то мы видим и потворствуем этому. Кто чего сделал, деньги не берет, водку даем. А ведь за это ответ мы будем давать пред Богом. Человек напился, пошел дома набуянил. А там идут клятва, проклятие на тех, кто угощает. Смотрите что делается, если мы и не пьем, то в другом виновны. За это всё давать пред Богом ответ, одно и то же. Чрезмерное питие воды вменяется в грех опивства, к пьянству причисляется, всё нужно в меру. И говорить в меру надо, и во всех делах нужно поступать по-христиански. В любой страсти, дорогие мои, судить нам не нужно никого, а только нужно за всех молиться, и за всех скорбеть. Они уже невольники, они уже попали в рабство греху, в рабство диаволу. Нам не нужно судить, мы не знаем своего конца. Может у нас конец ещё хуже будет. Попусти вольности, разболтайся, разнуздайся. Что будет? Поэтому нужно всегда за собой смотреть. А если что появляется, нужно всегда открывать духовным людям, близким людям, сестре духовной или родственнице, к которой ты расположена. Говорите все, поделитесь, и вы получите пользу душевную. А если у вас нет, то идите в храм Божий, излейте свою болезнь ко Господу. Господь – Он сердцеведец, Он вам поможет. Обратитесь к Нему. А ведь Господь сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные грехами и всех успокою вас». Ведь милосердие Божие, оно для нас непостижно. И Господь пришел не ради праведников, а ради нас, грешников. Молитесь и просите Господа, чтобы нам уйти от любой страсти, от любого порока. Например, кто имеет страсть много говорить неполезного, попробуй отвыкнуть. Но нужно много усилия. Читайте слово Божие, читайте Евангелие, а если у вас нет его, слушайте в храме Божием. А если где есть святое Евангелие, идите, послушайте, питайтесь словом Божиим.
Господи, прости нас грешников. Праздники Божии в жизни не почитали. В праздники работали, предавались распутству, пьянству, грехам, делам неподобным. Может, кого проклинали, божились, с соседями жили в непримирении, долго обиды держали в сердце своем. Родители, может, вы проклинали своих детей? Дети, может, чем недовольствовались о своих родителях? Но не забывайте заповеди Божии, заповедь Божия нам говорит чрез пророка Моисея: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет».

Во всем просите у Господа прощения. Но читайте больше Евангелие, и о чем там оно говорит. Всегда, когда читаем Евангелие, мы ужасаемся: едва праведник устоит, а ведь за собой надо смотреть. Много слов мы неполезных говорим, нужно останавливать, ведь наш возраст зрелый, ведь мы с вами уже все в годах. Мы должны давать пример для меньших нас. Мы должны быть, как светильники на свещнице горящии. А что делается, к сожалению? Не с кого взять добрый, христианский пример. Дети не видят доброе в своих родителях, почему? Сами родители не научены слову Божию. Дети всё видят от родителей: разнузданность, разболтанность, дети слушают сквернословие, дети слушают ругань, в которой нет мира между мужем и женою. Это всё приближается, дорогие мои, ко дню Страшного Суда Христова. Когда детьми ещё были и читали, думали: когда это будет? Сотни лет пройдет. Немного прожили и видим, что всё приближается. Бойтесь прогневать Творца твари, Господа, егоже наказанию не будет конца. Любите Господа всем сердцем, а Господь сказал: «Все будут знать, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Итак, дорогие мои, любите друг друга. Супруги должны в единомыслии, любви находиться. Любите чад своих, молитесь о  них. Несите тяготу. Вы спасетесь через чадородие. Воспитывайте во страхе Божием, чтоб детки ваши видели вашу любовь. Если вы будете проявлять ко Господу любовь, и дети любить будут вас. Молитесь, сохраняйте пост, среду и пятницу почитайте. Чаще причащайтесь Святых Таин Христовых, этим самым обновляется у нас душа. Невольно человек готовится к принятию, он не только переоденется, умоется, а как-то думает: «А как я буду подходить? Ведь я грешен». И тем самым в нем уже проявляются покаянные чувства. Ходите чаще в храм Божий, это есть врачебница души, и здесь мы будем получать врачевание своей души, а телу от благодати подкрепление. Когда человек покается, причастится, он чувствует, как-будто он ношу с себя тяжелую снял. Он чувствует себя уже облегченным. Хотя мы грешные, но в какой-то степени мы получаем милость от Господа. Благодать Божия касается сердца грешника. Конечно, не может она вселиться – мы грешные люди. Но касается, подобно молнии. Как молнию нельзя остановить на одном месте: сверкнула – и нет ее. Так и благодать Божия. Но она дает понять, что коснулась, а теперь, ты чадо, сам ее приобретай. Трудом. Трудовая молитва, трудовой подвиг никогда не пропадет. Дарственное все – оно не ценится, оно пропадает, оно не бережется. Например, если кто что подарил, богатство какое, этот человек, что получил, он его не ценит, почему? Он над ним не трудился, он его провел побыстрее как-нибудь. А когда человек приобрел какую копейку трудовую, он ее бережет, он ее никуда не пустит в расход неполезности. Так и молитва, если она дастся трудовая, то человек будет хранить ее, чтоб не потерять. А молитва, она не любит празднословия. Молитва – она не любит осуждения. Молитва – она не любит гордости. Это такой сосуд, к которому не так притронешься – уже потерял. Не так посмотрел – уже всё, молитвы нет. Нам хотя бы приобрести устную молитву, которая будет освящать нас и находящихся около нас. Стремитесь к молитве. Молитва есть дыхание человека. Без молитвы нет спасения. Как рыба не может жить без воды, так человек не может жить без молитвы. Всегда призывайте имя Господа. Господь везде, всегда есть, был и будет.

Аудиозапись,  село Бурдино Воронежской области, 1977 г.

 

Видеосюжеты

 

 

 

 

 

Схиигумен Митрофан (Мякинин)

29 Ноября 2012

В 1963 году, непродолжительное время, с сентября по январь 1964 г. настоятелем нашего храма был известный подвижник благочестия, человек великой духовной высоты схиигумен Митрофан (Мякинин).

 

«… Все шли к нему, зная его искусное врачевание немоществующих душою. Сколько любви было у него ко всем, шли к нему со всех сторон, находя у него мудрый ответ; всех принимал сердобольно.» Схимонахиня Леонтия.

Предлагаем вашему вниманию жизнеописание схиигумена Митрофана (Мякинина). В повествовании о нем говорится как об отце Серафиме, так как духовные чада знали его только под этим именем. То, что он пострижен в схиму и с каким именем, узнали только после его смерти. Для всех духовных чад он всегда был любимым батюшкой Серафимом.

Жизнеописание схиигумена Митрофана (Мякинина)

 

Видеосюжет о схиархимандрите Виталии (Сидоренко)

1 декабря 2012 г. исполняется 20 лет со дня блаженной кончины известного подвижника, старца схиархимандрита Виталия (Сидоренко). Схиархимандрит Виталий имеет непосредственное отношение к Вознесенскому храму с.Бурдино Тербунского района Липецкой области. В 70-е годы он много раз приезжал в Бурдино, оказывал помощь в восстановлении храма, участвовал в создании монашеской общины.

Предлагаем вашему вниманию сюжет Липецкой епархиальной телестудии об отце Виталии, снятый в этом селе.

 

 

Жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой)

…Она служила нам примером. Вся её жизнь переплетена де­лами любви. Свою беседу с людьми она наполняла словами любви и мира. Это — всё любящее сердце. Многому она научилась у Оптинских старцев, с которыми вела беседы, потом подражала их жизни. Её духовным отцом был великий Оптинский старец Анатолий. Семена, взятые ею из бесед с ним, не погибали, а сеялись и прорастали. Она сеяла их на почве люб­ви. Много она потрудилась: сеяла семена везде, они возрастали и давали хорошие плоды. Она была женою, матерью, другом, наставницей. Как мать, она простирала свою любовь не только к духовным чадам, но и ко всему миру. За всех плакала, плакала непрестанно, молясь за весь мир…

Иеросхимонах Нектарий (Овчинников)

Со дня блаженной кончины Мичуринской старицы прошло без малого 40 лет, однако имя ее хорошо знают люди, родившиеся после ее смерти и никогда не бывавшие в Мичуринске. Не иссякают чудеса и исцеления на месте упокоения матушки, растет и ее почитание в народе. Благодарные мичуринцы замостили дорожку от церкви до самой матушкиной могилки, над которой с 1998 года стоит надгробная часовня, устроенная стараниями бывшего тогда благочинным храмов Мичуринского округа Тамбовской епархии протоиерея Александра Филимонова.

Хочется верить, что канонизация мичуринской подвижницы уже не за горами, и Господь сподобит нас с вами великой радости воспеть со всей церковной полнотой: «Преподобная мати Серафима, моли Бога о нас!»

Жизнеописание схимонахини Серафимы (Белоусовой) Мичуринской

Просмотры(1118)